ПЛАРН разрабатывается для организаций, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов.
Планы разрабатываются в соответствии с требованиями постановлений Правительства РФ: № 613 от 21.07.2000 г. "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов"; № 240 от 15 апреля 2002 г. "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" и приказа МЧС РФ от 28 декабря 2004 г. № 621 "Об утверждении правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 апреля 2005 г., регистрационный № 6514), с изменениями, внесенными приказом МЧС России от 17.01.2011 № 2 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 февраля 2011 г., регистрационный № 19813) и приказом МЧС России от 12.09.2012 № 541 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 декабря 2012 г., регистрационный № 26069).
Данный документ определяет меры и действия, необходимые для предупреждения, своевременного выявления и ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций, связанных с аварийным разливом нефти, защиты рабочего персонала, жителей близлежащих населенных пунктов и окружающей среды.
Планирование действий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов проводится в целях:
- заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций (ЧС);
- поддержания в постоянной готовности сил и средств ликвидации ЧС;
- обеспечения безопасности населения и территорий;
- максимально возможного снижения ущерба и потерь в случае возникновения ЧС.
ПЛАРНом должны предусматриваться:
- прогнозирование возможных разливов нефти и нефтепродуктов;
- количество сил и средств, достаточное для ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефти и нефтепродуктов (далее именуются — силы и средства), соответствие имеющихся на объекте сил и средств задачам ликвидации и необходимость привлечения профессиональных аварийно — спасательных формирований;
- организация взаимодействия сил и средств;
- состав и дислокация сил и средств;
- организация управления, связи и оповещения;
- порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств с указанием организаций, которые несут ответственность за их поддержание в установленной степени готовности;
- система взаимного обмена информацией между организациями – участниками ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов;
- первоочередные действия при получении сигнала о чрезвычайной ситуации;
- географические, навигационно — гидрографические, гидрометеорологические и другие особенности района разлива нефти и нефтепродуктов, которые учитываются при организации и проведении операции по его ликвидации;
- обеспечение безопасности населения и оказание медицинской помощи;
- график проведения операций по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
- организация материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
В зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:
1. Локального значения - разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов (определяется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды) до 100 тонн нефти и нефтепродуктов на территории объекта.
2. Муниципального значения - разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы муниципального образования либо разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы территории объекта.
3. Территориального значения - разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы субъекта Российской Федерации либо разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы муниципального образования.
4. Регионального значения - разлив от 1000 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы субъекта Российской Федерации.
5. Федерального значения - разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив нефти и нефтепродуктов вне зависимости от объема, выходящий за пределы государственной границы Российской Федерации, а также разлив нефти и нефтепродуктов, поступающий с территорий сопредельных государств (трансграничного значения).
Исходя из местоположения разлива и гидрометеорологических условий, категория чрезвычайной ситуации может быть повышена.
Сроки действия ПЛАРН:
1. Организаций для объектового и местного уровня - 3 года.
2. Территориального уровня - 4 года.
3. Регионального и федерального уровней - 5 лет.
4. Территориальных и функциональных подсистем РСЧС - 5 лет.
5. Звеньев функциональных подсистем РСЧС: территориальных - 4 года, региональных - 5 лет.
ПЛАРН корректируется по истечении указанных сроков или досрочно, по решению одного из органов его утвердившего или при принятии соответствующих нормативных правовых актов.
Порядок согласования и утверждения ПЛАРН установлен приказом МЧС РФ от 28 декабря 2004 г. № 621.
Сроки и стоимость разработки зависят от вида предприятия, наличия и оперативности предоставления исходных данных и от количества прогнозируемых сценариев аварийных ситуаций.
Консультация бесплатно.
АНО «ЦППР» ИНН 6168006170, КПП 616801001, ОГРН 1056168058242
Телефон/факс: (863) 297-52-46 , 297-51-76
E-mail: ano_cppr@aaanet.ru
344090, г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки 200/1, оф.301